12:11 Налоговый орган не вправе производить контрольные закупки с целью осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники | |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 02.09.2008 N 3125/08 "СУД УСТАНОВИЛ, ЧТО ПРОВЕДЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ НАЛОГОВОГО ОРГАНА КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ЯВИЛОСЬ НЕПРАВОМЕРНЫМ, ПОСКОЛЬКУ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ НЕ НАДЕЛЕНЫ ПРАВОМ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ"
Суть спора Налоговым органом была проведена проверка деятельности общества сограниченной ответственностью (далее - Общество) по соблюдению требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Сотрудником налогового органа лично была осуществлена проверочная закупка туристской путевки в офисе Общества. В результате проверки была установлена реализация Обществом туристской путевки без применения контрольно-кассовой техники и выдачи бланка строгой отчетности по установленной форме. Постановлением налогового органа Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности Общества и должностного лица - директора Общества - за осуществление продажи туристской путевки без применения контрольно-кассовой техники. Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ. Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении. Президиум ВАС РФ отметил, что, как было установлено судами, сотрудником налогового органа лично была осуществлена проверочная закупка туристской путевки в офисе Общества. Между тем, проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия. В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Президиум ВАС РФ указал, что при таких условиях выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что проведение должностным лицом налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения, являются правильными. С учетом изложенного, Президиум ВАС РФ оставил без изменения постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, заявление налогового органа - без удовлетворения. | |
|
Всего комментариев: 0 | |