MENU

12:11
Налоговый орган не вправе производить контрольные закупки с целью осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 02.09.2008 N 3125/08  "СУД УСТАНОВИЛ, ЧТО ПРОВЕДЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ НАЛОГОВОГО ОРГАНА КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ  КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ЯВИЛОСЬ НЕПРАВОМЕРНЫМ, ПОСКОЛЬКУ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ НЕ НАДЕЛЕНЫ ПРАВОМ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ"

    Суть спора

    Налоговым  органом  была  проведена проверка деятельности общества сограниченной   ответственностью   (далее   -   Общество)  по  соблюдению требований  законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при   осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов  с использованием  платежных карт. Сотрудником налогового органа лично была осуществлена  проверочная закупка туристской путевки в офисе Общества. В результате  проверки  была  установлена  реализация Обществом туристской путевки  без  применения  контрольно-кассовой  техники  и  выдачи бланка строгой  отчетности  по  установленной  форме. Постановлением налогового
органа  Общество  было  привлечено  к  административной ответственности, предусмотренной    статьей   14.5   Кодекса   РФ   об   административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа.
    Общество  обратилось  в  арбитражный  суд  с  заявлением  об  отмене постановления   налогового   органа  о  привлечении  к  административной ответственности  Общества  и должностного лица - директора Общества - за осуществление     продажи     туристской    путевки    без    применения контрольно-кассовой техники.

    
    Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

        В  соответствии  с  пунктом  1 статьи 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая   техника,   включенная   в  Государственный  реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории РФ в обязательном порядке  всеми  организациями  и  индивидуальными  предпринимателями при осуществлении   ими  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов  с использованием  платежных  карт  в  случаях  продажи товаров, выполнения работ  или  оказания  услуг. Административная ответственность за продажу товаров,   выполнение   работ   либо   оказание  услуг  в  организациях, осуществляющих  реализацию  товаров, выполняющих работы либо оказывающих
услуги,    без    применения    в    установленных    законом    случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
    Осуществление    контроля    за    применением    организациями    и индивидуальными  предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на  налоговые  органы  статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона  РФ  от  21.03.1991  N  943-1  "О  налоговых  органах  Российской Федерации",  пунктом  5.1.6  Положения  о  Федеральной налоговой службе, утвержденного  Постановлением  Правительства  РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении  положения  о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют   налоговым  органам  право  проводить  проверки  в  целях осуществления  контроля  за  использованием контрольно-кассовой техники. Однако  указанные  нормативные  правовые  акты  не  определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
    Президиум   ВАС  РФ  отметил,  что,  как  было  установлено  судами, сотрудником   налогового  органа  лично  была  осуществлена  проверочная закупка  туристской  путевки  в  офисе  Общества.  Между тем, проверочная закупка   в   силу   Закона  от  12.08.1995  N  144-ФЗ  допускается  как оперативно-розыскное   мероприятие,  проводимое  полномочным  органом  в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого   Закона   налоговые   органы   не   наделены   правом   проводить оперативно-розыскные мероприятия.
    В  силу  части  3  статьи  26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств,  полученных с нарушением закона. Президиум ВАС РФ указал, что  при  таких  условиях  выводы  судов  апелляционной  и  кассационной инстанций  о  том,  что  проведение  должностным лицом налогового органа проверочной  закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой  техники  не может расцениваться как доказательство, полученное  в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения, являются правильными.
    С  учетом  изложенного,  Президиум  ВАС  РФ  оставил  без  изменения постановления  судов  апелляционной  и кассационной инстанций, заявление налогового органа - без удовлетворения.
Просмотров: 18614 | Добавил: resalex | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: