MENU

Потребительский экстремизм и малый бизнес

   Когда спрос повсеместно и фатально превалировал над предложением, как в не столь далекие советские времена, основной фигурой производства и торговли был снабженец. Его задача была любым способом и средствами достать товар. Во времена рынка и товарного изобилия главной проблемой является продажа товара, а главной фигурой стал  менеджер по продажам, цель которого противоположна - любыми средствами и способами продать. Покупатель сейчас прекрасно осознает свое верховенство. Законодательство о защите прав потребителей закрепляет его приоритетное положение. Почва для расцвета потребительского экстремизма - идеальная.

   Потребительский экстремизм - это попытка недобросовестного клиента, манипулируя законодательством в корыстных целях, не защитить свои права, а получить определенную выгоду и доход.

   Особо интересным для подобного рода экстремистов в настоящее время является рынок мебели, изготавливаемой на заказ. Интересен этот сегмент рынка тем, что заказать можно мебель по своим размерам или другим характеристикам не полностью соответствующую ГОСТам, не оговаривая качества используемых материалов, по какому-то приблизительному эскизу, без заключения выверенного и правильно фиксирующего характер возникших правоотношений договора. Как правило, такие предприятия малы и  не имеют юридической службы. Получив задаток и выполнив заказ, независимо от качества своей работы, фирма становится идеальной целью потребительского террориста. Результат работы его не устроит в любом случае, а основания для претензий и обращения в суд искать не нужно. Они изначально заложены в возникшие правоотношения.

    Три четверти конфликтных ситуаций заканчивается тем, что предприниматели вынуждены откупаться от мошенников. Большая часть остальных конфликтов разрешается судом в пользу потребителя. На его стороне закон. Статистка крайне неутешительная для предпринимателей.

    В настоящее время один из наших клиентов - предпринимателей - столкнулся с этой проблемой лицом к лицу.  Несколько заказчиков потребовали деньги. Один - 20% стоимости сделанной мебели, второй - 30%, третий - 100%. Причем никто из них не хочет вернуть мебель назад и получить свои деньги. Мебель их устраивает. Однако, используя ситуацию, они хотят получить ее или дешевле или вообще даром.

     Два года назад один безработный юрист завалил ростовские суды потребительскими исками. Он  покупал какой-либо из продуктовых товаров  в  крупных супермаркетах. Затем дожидался, когда срок годности продукции истечет, шел и повторно покупал такой же точно продукт в такой же упаковке и в том же магазине. Затем обращался в суд, предъявляя товар с истекшим сроком годности и кассовый чек, выбитый при вторичной покупке. Просто и эффективно.  Якобы моральный ущерб - это выгода мошенника. Пресечь деятельность "потребителя-профессионала" смогли только с помощью уголовного преследования. В гражданско-правовых отношениях продавец перед таким покупателем практически беззащитен.   При этом, защищаться нужно все равно.   

   Предотвратить натиск афериста предпринимателю поможет собственная правовая грамотность. Под угрозой оказываются, как правило, хозяйствующие субъекты, только что открывшие свой собственный бизнес. Ведь они пока не имеют возможности организовать службу юридической поддержки или держать в штате юриста, который грамотно вел бы все вопросы, возникающие с клиентами, следил за правильным составлением документации, отслеживал каждый пункт договора и т. д.

  Проблемы лучше решать еще до того, как они начнутся, обратившись за консультацией к хорошему юристу. С помощью специалиста можно разработать ряд индивидуальных превентивных мер, обеспечивающих защиту бизнеса.

   Но без закона  о защите прав продавца и производителя равноправия и равновесия сил на потребительском фронте все равно не будет.

Категория: Наши статьи | Добавил: bnav (28.01.2009) | Автор: Александр Решенкин
Просмотров: 1002 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: