MENU

Позиция ВАС РФ в вопросе о плате за размещение отходов
    На  основании  информации,  поступившей от управления Ростехнадзора, прокурором   было  вынесено  постановление  о  возбуждении  в  отношении общества  с  ограниченной  ответственностью  (далее  - Общество) дела об административном  правонарушении,  предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, за невнесение  в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. В постановлении было указано, что Общество в 2007 году осуществляло  деятельность,  в  результате  которой  образуются  отходы, относящиеся  к  I  - III классам опасности, размещение которых оказывает негативное  воздействие на окружающую среду. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении управление Ростехнадзора вынесло постановление,   в  котором  Общество  признано  виновным  в  совершении указанного административного правонарушения, и ему назначено наказание в виде административного штрафа.
    Общество  обратилось  в  арбитражный  суд  с  заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Ростехнадзора о привлечении его  к  административной  ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ.
    Суд  первой  инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования,   сославшись  на  то,  что  в  своей  деятельности  Общество использовало  оргтехнику,  оформляло  документацию,  в  результате  чего образовывались  бытовые  и  канцелярские  отходы,  от размещения которых происходит  негативное  воздействие  на окружающую среду. Следовательно, Общество  обязано  в  установленном  порядке вносить плату за негативное  воздействие  на  окружающую  среду.  Поскольку Общество не исполнило эту обязанность,   управление  Ростехнадзора  обоснованно  привлекло  его  к ответственности.
  Президиум ВАС РФ пришел к  выводу,  что оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленное  в  суд  первой  инстанции  требование  -  удовлетворению  по следующим основаниям.
    Согласно  статьям 1, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране  окружающей  среды" (далее  -  Закон об охране окружающей среды) негативным   воздействием   на  окружающую  среду  является  воздействие хозяйственной  и  иной  деятельности,  последствия  которой  приводят  к негативным  изменениям качества окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
   Постановлением  Правительства  РФ  от  28.08.1992  N  632  утвержден Порядок  определения  платы  и  ее  предельных  размеров  за загрязнение окружающей  природной  среды,  размещение  отходов, другие виды вредного воздействия,  который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации,  иностранных  юридических  и  физических  лиц, осуществляющих  любые  виды  деятельности  на территории РФ, связанные с природопользованием.
    Президиум  ВАС  РФ  отметил,  что  обязанность  по внесению платы за
негативное  воздействие  на  окружающую  среду возложена на физических и юридических  лиц  только в том случае, если в результате их деятельности происходит  такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды   негативного   воздействия,   установленные  в  Законе  об  охране окружающей  среды.  Суд  первой  инстанции указал, что при осуществлении Обществом   деятельности,   связанной   с  использованием  оргтехники  и оформлением  документации,  образуются бытовые и канцелярские отходы, от размещения  которых  происходит  негативное  воздействие  на  окружающую среду.  Однако  в  соответствии  со  статьей  1  Федерального  закона от 24.06.1998  N  89-ФЗ  "Об  отходах  производства и потребления" (далее - Закон  об  отходах)  под  размещением  отходов  понимается их хранение и захоронение.
   В  соответствии  с  Законом  об  отходах объектом размещения отходов является   специально   оборудованное  сооружение,  предназначенное  для размещения  отходов.  Статья  12  Закона об отходах устанавливает особые требования  к  объектам  размещения  отходов: их создание допускается на
основании  разрешений,  выданных специально уполномоченными федеральными органами  исполнительной  власти;  определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного   заключения  государственной  экологической  экспертизы; объекты  размещения  отходов  вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
   Президиум  ВАС  РФ  указал,  что  деятельность по размещению отходов носит   специализированный   характер   и  осуществляется  в  специально оборудованных  местах.  Однако из оспариваемого постановления управления Ростехнадзора  не следовало, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
      С учетом изложенного, Президиум ВАС РФ решение суда первой инстанции  отменил,  постановление управления  Ростехнадзора  признал незаконным и отменил.
Категория: Наши статьи | Добавил: resalex (22.05.2009)
Просмотров: 840 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: