MENU

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.01.2009 г.

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону Дело № А53-7543/08

22 января 2009г.

22 января 2009г. изготовлен полный текст решения
20 января 2009 г.оглашена резолютивная часть решения

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Кондратенко Т.И.

При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырбу И.В. рассмотрел в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Ростовской области по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8-а, зал 310

дело по заявлению ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» к МТУ Ростехнадзора по РО о признании незаконными действий по отказу в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выраженных в письме от 18.02.2008г. №31-02/736
 
 при участии представителей в судебном заседании: от заявителя - Лесов А. А., дов. №2 от 10.08.2008г. от заинтересованного лица – т представитель Петрова К. Ю. дов. №3д от 11.01.2009г., установил: ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» обратилось в арбитражный судс заявлением к МТУ Ростехнадзора по ЮФО о признании незаконными действий по отказу в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выраженных в письме от 18.02.2008г. №31-02/736 Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа Кассационной инстанции от 12 декабря 2008г. отменено решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.08.2008 г. по делу № А53-7543/2008-С4-10, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию,
Заявитель заявленные требования поддержал. Заинтересованное лицо заявленные требования не признал по основаниям изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 27 ноября 2003 года. Для ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» был разработан и впоследствии утвержден Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сроком
на 5 лет, что подтверждается уведомлением МТУ Ростехнадзора по ЮФО №31-02/1326 от 21.03.07г. ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» обратилось в МТУ Ростехнадзора по ЮФО с заявлением о подтверждении лимитов на размещение отходов на 2008 год. Однако, Ростехнадзор отказал заявителю в утверждении лимитов на размещение отходов, о чем проинформировал общество письмом от 18.02.2008г. №31-02/736.
Основанием для отказа в установлении лимитов на размещение отходов послужило отсутствие у ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Реализуя право на судебную защиту, ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке статьи 198 АПК РФ о признании незаконным решения МТУ Ростехнадзора по ЮФО об отказе в установлении лимитов на размещение отходов . Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В качестве основания заявленного требования ООО «Донская заготовительно- сбытовая база» указало, что общество не осуществляет деятельность по размещению отходов, так как не располагает объектами размещения отходов, не осуществляет хранение отходов, а, следовательно, на ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» не распространяются требования постановления Правительства РФ от 26.08.2006 г. №524 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов». В связи с этим заявитель считает неправомерным отказ в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием у общества лицензии на хранение отходов. Заявитель также указал, что для ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» утверждены лимиты на размещение отходов сроком на 5 лет и общество обращалось в
Ростехнадзор с заявлением с целью ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и действия лимитов на размещение отходов. В п.11 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. № 461 (в редакции от 14.12.2006г.), установлен исчертывающий перечень оснований для отказа в подтверждении лимитов на размещение отходов - это отсутствие подтверждения неизменности производственных процессов и используемого сырья, отсутствие лицензии. Однако проект нормативов образования и лимитов на их размещение был утвержден и выдан базе Ростехнадзором без лицензии, несмотря на то, что все нормативные документы регулирующие соответствующую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов являлись действующими. Постановление ФАС СКО по отмене ранее принятого судебного акта по данному делу мотивировано тем, что действия общества по временному накоплению отходов нельзя признать в качестве самостоятельной деятельности хозяйствующего субъекта по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Какую-либо предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов общество не осуществляет и прибыли от такой деятельности не получает. При таких обстоятельствах у общества отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Сбор, хранение и транспортировка отходов в результате осуществления основной производственной деятельности не является подлежащей лицензированию деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Поскольку согласно статье 1 Закона РФ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается, в том числе деятельность, в процессе которой образуются отходы, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, обязаны руководствоваться указанными Правилами и иметь утвержденные в установленном порядке проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. № 461 (в редакции от 14.12.2006г.), для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа документы, предусмотренные указанной нормой. Ростехнадзор уведомлением от 21.03.2007 № 31-02/1326 сообщил обществу об утверждении «Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» сроком на 5 лет. При этом обществу разъяснено, что установление лимитов размещения отходов на каждый конкретный год действия проекта, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», т. е. на основании заявления предприятия ежегодно подтверждается Ростехнадзором . Из материалов дела следует, что 21 марта 2007 года обществу выданы лимиты (разрешение) на размещение отходов сроком действия с 01.01.2007 по 31.12.2007 . 7 февраля 2008 года в адрес Ростехнадзора общество направило заявление о ежегодном подтверждении действия лимитов на размещение отходов (т. 1 л. д. 72). Рассмотрев указанное заявление, Ростехнадзор письмом от 18.02.2008 № 31-02/736 отказал обществу в подтверждение лимитов, указав, что у общества отсутствует лицензия. Управление Ростехнадзора по Ростовской области проинформировало ООО в уведомлении от 23.03.2007г. № 31-02/1326 о порядке установления лимитов размещения отходов на каждый конкретный год в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. № 461 «О правилах разработки и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Одним из требований указанного постановления является предоставление для утверждения лимитов на размещение отходов копии соответствующей лицензии.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. № 128-ФЗ в редакции, действовавшей в момент утверждения Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «Донская заготовительно-сбытовая база», лицензированию подлежала деятельность по обращению с опасными отходами. Соответственно пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 16.06.2000г. №461 в редакции, действовавшей в тот период, было предусмотрено, что для утверждения лимитов на размещение отходов заинтересованное лицо должно представить копию лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.Из материалов дела следует, что лимиты на размещение отходов на 5 лет для ООО«Донская заготовительно-сбытовая база» не утверждались. Лимиты были утверждены на 1 год и действовали в период времени с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. Согласно уведомлению Ростехнадзора от 21.03.2007г., как указано выше, заявителю на 5 лет утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Обоснование такой позиции вызвано отсутствием детального правового регулирования порядка лицензирования нового вида деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, предусмотренному в Федеральном законе «О лицензировании» в редакции от 02.07.2005 вместо прежнего вида лицензируемой деятельности (деятельности по обращению с опасными отходами). Нормативные акты Правительства Российской Федерации и Ростехнадзора, обеспечивающие осуществление лицензирования вновь введенного вида деятельности приняты в течение 2006 и в начале 2007 года (постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45, от 26.08.2006 № 524, от 14.12.2006 №767, приказ Ростехнадзора от 25.10.2006 № 940). Поэтому в период до принятия нормативный актов в сфере лицензирования лимиты на размещение отходов предприятиям, деятельность которых подпадала под соответствующее лицензирование, выдавались сроком на 1 год. При отсутствии соответствующей нормативной базы для регулирования нового вида лицензируемой деятельности утверждение юридическим лицам, которым требуется получение соответствующей лицензии, лимитов на размещение отходов на 5 лет привело бы к фактическому разрешению лицензируемой деятельности без получения лицензии.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение уже был утвержден Ростехнадзором без наличия у общества лицензии, хотя все нормативные документы, регулирующие соответствующую деятельность являлись действующими. Лимиты на 2007 год также были установлены без наличия лицензии. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» не осуществляет деятельность по размещению (хранению) отходов. По имеющимся в деле документам, сообщению общества, оно не осуществляет никакой производственной деятельности, а лишь сдает помещения в аренду. На территории общества в результате деятельности арендаторов образуются бумажные отходы, смет от уборки территории, помещений, люминицентные лампы, которые по мере их накопления вывозятся и утилизируются специализированными организациями в функции которых входит размещение опасных отходов на основании заключенных с ними договоров договоров. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ООО «Донская заготовительно- сбытовая база» не требуется оформление лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
На основании изложенного, требования ООО «Донская заготовительно-сбытовая база» о признании незаконными действий МТУ Ростехнадзора по ЮФО по отказу в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выраженных в письме от 18.02.2008г. №31-02/736 подлежат удовлетворению судом.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действий МТУ Ростехнадзора по ЮФО по отказу в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выраженных в письме от 18.02.2008г. №31-02/736 На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Кондратенко Т. И.

 



Источник: http://Сайт ВАС РФ
Категория: Административные споры | Добавил: bnav (25.02.2009)
Просмотров: 1169 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: